Пятница, 29.11.2024, 01:48
 
Приветствую Вас Гость



РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЗРЕЛОМ, ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЗРЕЛОМ, ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
VivienДата: Воскресенье, 08.05.2016, 20:59 | Сообщение # 1
Группа: Учредители
Сообщений: 942
Репутация: 2
Статус: Скоро буду...
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЗРЕЛОМ, ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ


Зрелость представляет собой наиболее ответственный период жизни человека, ибо в зрелости определяется жизненный путь, наступает расцвет творческих сил, наблюдается проявлений того активного отношения к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества. Период зрелости отличается от предыдущего, юношеского, тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений. Формирование личности определяется совокупностью социальных условий (экономических, политических, правовых и моральных), условиями образования и воспитания, а также социальной активностью самой личности на протяжении всей ее жизни.

Многие авторы утверждают, что не существует более или менее явных или универсальных знаков, позволяющих выделить этот период из течения жизни, в которое он включен. Хотя это и доводы в пользу того, что начало зрелости не отграничивается от юношеского периода, предшествующего ей, и что нет значительной разницы между концом зрелости и началом старости, отсутствие ярко выраженных точек начала и конца зрелости не должно означать то, что зрелость представляет собой простое продолжение предшествующего или последующего периодов. Взрослое развитие отличается тем, что предшествующие события и последствия отличны от тех, которые действуют в более ранние и поздние периоды.

Особенности развития в период взрослости:

• В период зрелости развитие – процесс асинхронный.

• Взрослое развитие – гибкий процесс.

• Взрослое развитие – процесс включенный

Относительно возрастных границ периода взрослости среди психологов отсутствует единое мнение. В классификациях разных авторов границы зрелости имеют разные возрастные показатели.
Д. Биррен ( J . E . Birren , 1985) выделяет раннюю зрелость (17–25 лет), зрелость как таковую (25–50 лет) и позднюю зрелость (50–75 лет).
Д. Бромлей ( D . V . Bromley , 1966) выделяет четыре периода зрелости, называемой им взрослостью: ранняя взрослость (21–25 лет), средняя взрослость (25–40 лет), поздняя взрослость (40–55 лет), предпенсионный возраст (55–65 лет).
Все авторы отмечают неоднородность зрелости, которая расчленяется на раннюю и позднюю.

Развитие личности в возрасте ранней зрелости

Центральные новообразования ранней зрелости, в соответствии с функционально-стадиальной периодизацией Ю. Н. Карандашева (1991):

• притязания на овладение специальностью (20–24 года);

• притязания на овладение профессией (24–28 лет).

Одним из первых авторов, соединившим взгляды о непрерывности изменений на протяжении всей жизни и предположившим их связь с изменениями потенций внутри личности, а также с отношениями личности и изменяющихся условий окружающей среды и запросов был К. Buhler. Также К. Buhler обратил внимание на роль индивидуального опыта в описании жизненного цикла.

В период ранней взрослости:

• строится собственный образ жизни ,

• происходит усвоение профессиональных ролей ,

• происходит включение во все виды социальной активности ,

• в систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы человека, его мотивы и цели деятельности.

Прикрепления: 7441428.jpg (30.7 Kb) · 6383821.jpg (23.1 Kb)
 
VivienДата: Воскресенье, 08.05.2016, 22:34 | Сообщение # 2
Группа: Учредители
Сообщений: 942
Репутация: 2
Статус: Скоро буду...
ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ


Жизненная стратегия личности

Жизненный путь — индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности.

Стратегия жизненного пути:

• Начинается с концентрации подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникает идея собственного будущего .

• Через выбор профессии и конкретные жизненные планы реализуется жизненная программа , в которую человек воплощает свое призвание, конкретную доминирующую цель и предназначение своей жизни.

• Активное отношение к себе и к своей жизненной практике дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность жизненного пути в физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.

• Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек в ходе учебы, общения и труда определяет свой жизненный путь.

Жизненная стратегия – это постоянное приведение в соответствие своей личности характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, преодолении своей боязни потерь и в нахождении самого себя.

Стратегия жизни может строиться на основе представления о:

• целостности;

• поэтапности;

• перспективности своего жизненного пути.

Для каждого человека характерна своя стратегия. Она и есть индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни по мере ее осуществления в соответствующем ценностям данной личности и ее индивидуальности направлении.

Признаки остановки в личностном росте

Личностный рост – это спонтанные изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально-полезном развитии и сотрудничестве с людьми.

 
VivienДата: Воскресенье, 08.05.2016, 23:05 | Сообщение # 3
Группа: Учредители
Сообщений: 942
Репутация: 2
Статус: Скоро буду...
Проявления психологической защиты:

• в действиях человека по сохранению привычного мнения о себе,

• в действиях по отторжению или изменению информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе или о других.

Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом (1989); их специальное изучение связано с именем его дочери – А. Фрейд (1993).

Выводы

1. Жизненный путь – это жизнь человека как личности, история индивидуального развития. Жизненный путь является содержанием индивидуальной истории, ее мировоззренческой сутью.

2. Научный подход к изучению проблем жизненного пути личности начал формироваться с 70-х гг. XX в. Изучением проблем жизненного пути личности занимались Б. Г. Ананьев (1980), К. А. Абульханова-Славская (1991), Ш. Бюллер (1968), И. И. Логинова (1978), Б. Ливерхуд (1977), С. Л. Рубинштейн (1989), Х. Томе (1983) и др.

3. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности. Для каждого человека характерна своя стратегия, которая строится на основе представления о целостности, поэтапности, перспективности своего жизненного пути.
Самоосуществление — итог жизненного пути (Ш. Бюлер, 1968).

4. В качестве методов исследования жизненного пути используются методы описательной психологии, в частности биографический метод и метод герменевтики.

5. Главная движущая сила развития личности с точки зрения гуманистической психологии – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, т. е. всесторонней реализации самого себя. Личностный рост – сложный и противоречивый процесс, на пути которого возникает множество препятствий, которые заложены в самой природе человека. Преодоление такого рода препятствий позволяет человеку самоосуществиться.

6. Защитные механизмы личности позволяют человеку избегать противоречий, возникающих при личностном росте. С помощью защитных механизмов при переработке информации происходит предотвращение разрушения единства «образа Я», сформированного у личности. Однако, по сути своей, защитные механизмы носят преимущественно деструктивный характер.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Неспешные беседы © 2024 |