Четверг, 17.08.2017, 14:36
 
Приветствую Вас Гость



Лама Сопа Ринпоче. Преобразование проблем в радость - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Академия » Книги » Лама Сопа Ринпоче. Преобразование проблем в радость
Лама Сопа Ринпоче. Преобразование проблем в радость
VivienДата: Четверг, 23.06.2016, 01:03 | Сообщение # 1
Группа: Учредители
Сообщений: 942
Репутация: 2
Статус: Скоро буду...
Преобразование проблем в радость
Лама Сопа Ринпоче



1. ЦЕЛЬ ЖИЗНИ

Свое драгоценное человеческое тело вы имеете для того, чтобы служить всем прочим живым существам.


Драгоценное человеческое тело


Смысл обладания нашим драгоценным человеческим телом состоит не просто в том, чтобы обрести счастье для себя, но чтобы устранить страдания всех прочих существ и сделать их счастливыми. Это и есть цель человеческого существования. Это замечательное человеческое тело, наделенное восемью свободами и десятью богатствами у нас есть для того, чтобы служить прочим живым существам.

Счастье — это то, чего желают все, а чего все не желают — так это страданий. Счастье, в котором нуждаются все люди, — не просто временное счастье; в чем они действительно нуждаются — это абсолютное счастье, несравненное счастье просветления. Например, когда люди идут в магазин, они стараются купить наилучшие вещи, которые станут служить как можно дольше; подобным же образом каждый желает продолжительного, высшего счастья. Каждый желает обрести то, что, по их мнению, является высшим счастьем, согласно их собственному пониманию Дхармы и уровню притязаний.

Единственная причина, по которой кто-либо может не желать достичь просветления, состоит в недостатке у него мудрости Дхармы. На самом деле всякий, кто повстречался с Дхармой и знает о существовании таких вещей, как освобождение от пут кармы и заблуждений, а также о несравненном счастье, состоящем в пресечении всех помрачений и в полной реализации всех своих возможностей, желает обрести это.

Таким образом, все существа желают достичь несравненного счастья просветления, и величайшее благо, которое можно предложить им, состоит в том, чтобы вести их к этому состоянию. Для достижения этого они должны следовать пути просветления, поэтому необходимо указать им этот путь. Чтобы указать путь другим, вы должны быть способны полно и точно видеть все мельчайшие аспекты их ума. Поскольку живые существа имеют разнообразные типы и уровни умственных способностей, им должны быть продемонстрированы различные методы движения к просветлению. Поэтому вы должны без малейших заблуждений знать все эти разнообразные методы.

Только всеведущий ум знает все отдельные типы и уровни умственных способностей живых существ, а также все методы, необходимые для помощи им. Вот почему вы сами должны достичь просветления, состояния всеведения.

 
VivienДата: Четверг, 23.06.2016, 01:10 | Сообщение # 2
Группа: Учредители
Сообщений: 942
Репутация: 2
Статус: Скоро буду...
4. ЧЕМ ПЛОХИ ГНЕВ И ВОЖДЕЛЕНИЕ
Боль от гнева подобна раскаленным углям в вашем сердце. Вы следуете своим желаниям и не получаете удовлетворения. Вы снова следуете им, и снова не удовлетворены. Вы пытаетесь ещё раз, и снова нет удовлетворения.


Следование гневу

Опыт повседневной жизни показывает, что душевный покой невозможен, если не контролировать ум, а вместо этого следовать гневу. Однако, если вы применяете медитацию и учение о постепенном пути к просветлению в своей повседневной жизни и контролируете ум посредством выработки терпения, любящей доброты и сострадания, то обретете покой. Это особенно необходимо при наступлении неблагоприятных обстоятельств, вызывающих отрицательные эмоции.

Как только начинает возникать гнев, вы должны немедленно обнаружить это и вспомнить о его вредоносности. Гнев не приносит ни малейшей пользы или довольства ни вам, ни другим. Он приносит только вред, делая ваш ум несчастным и всё более и более злобным. Вместе с тем, потакание себе в своей подверженности гневу накладывает отпечаток на ваш ум, так что когда вы в следующий раз столкнетесь с подобными обстоятельствами, гнев возникнет снова. Если, попав в неблагоприятные обстоятельства, вы не практикуете постепенный путь, то каждый раз, когда вы впадаете в гнев, вы накладываете отпечаток на свои душевные свойства, что является предпосылкой для всё большего возникновения гнева в будущем.

Гнев помрачает ум и делает повседневную жизнь несчастной. Это может принести физический вред и даже подвергнуть вашу жизнь опасности. Когда вы гневаетесь, вы сами находитесь в опасности и становитесь несчастным, а также являетесь источником страха и опасности для других. Вы в опасности разрушения своего и чужого счастья и имущества; вы находитесь в великой опасности причинить вред уму, телу и даже жизни другого существа. Когда ваш гнев становится сильным, вы не можете думать ни о чем, кроме того, как причинить вред. Вы желаете немедленно разрушить объект своего гнева. А когда эта мысль уже возникла, требуется лишь одно мгновение, чтобы повредить и даже убить другое существо. Для этого не требуется много времени — всего лишь одно мгновение.

 
VivienДата: Четверг, 23.06.2016, 01:13 | Сообщение # 3
Группа: Учредители
Сообщений: 942
Репутация: 2
Статус: Скоро буду...
Использование трудностей для уничтожения гордыни

Какие бы трудности вам ни встретились, используйте их для уничтожения гордыни. Как я уже объяснял, у вас нет свободы, а поэтому вы постоянно находитесь под влиянием кармы и отрицательных эмоций и вынуждены переживать три типа страданий: всепроникающего страдания обусловленности, мучения изменчивости и мучения от страдания. Помня об этом, размышляйте так: "Я намереваюсь отсечь гордыню, врага, разрушающего многие хорошие качества. Я отсеку эти злые эгоистические мысли, чуждые заботе о других существах."

Когда вы думаете о своих проблемах, гордость не возникает. Как сказано в Бодхичарьяаватаре, переживание страданий устраняет гордыню и вызывает сострадание ко всем, живущим в сансаре. Вы будете также стараться не создавать негативную карму и любить добрые дела.

В учении о тренировке ума говорится:

"Нет блага в том, чтобы вас восхваляли; лучше быть порицаемым. Когда вас восхваляют, возникает гордость. Когда вас порицают, ваши ошибки уносятся прочь."
Другими словами, одно из преимуществ того, чтобы быть порицаемым, состоит в уничтожении гордости. И тогда вы сможете достичь некоторого прогресса.

Чувство гордости возникает, когда вас хвалят. Если позволить гордости возникнуть, то результатом этого будет рождение в таком месте, где нет возможности практиковать Дхарму, либо в семье бедняков, у представителей низшей касты, слепым или в рабстве. Тогда даже при наличии сильного желания у вас будет мало возможностей сделать что-либо для собственного счастья или для счастья других. Вы не сможете добиться успеха.

Главное, если вы позволяете возникать гордости, то не сможете развить свой ум или достоинства. Вы не сможете даже узнать о Дхарме. Как говорили кадампинские геше, если лить воду на что-нибудь совершенно круглое (как мяч или шар), вода не сможет там удержаться. Подобным же образом благие качества не могут пребывать в уме, наполненном гордыней. Также они говорили, что всё учение Будды имеет целью разрушение гордыни.

Один из главных способов контролировать гордость — думать о собственных ошибках. Размышление о своих успехах пробуждает гордость; но когда вы посмотрите на свои ошибки, ваша гордость исчезнет. Думайте, например, о том, как вы невежественны, как мало осведомлены в обширных учениях сутры и тантры. Думайте обо всех открытых вам стадиях Пути, которые вы не освоили по-настоящему. Есть вещи, которые вы будто бы знаете, но вы знаете только слова, не имея реальных достижений. Думайте о своей невежественности в смысле даже простой мирской образованности. Вы не понимаете даже природы своих пяти скандх и органов чувств. Такие размышления помогут вам избавиться от гордости.

 
VivienДата: Четверг, 23.06.2016, 01:17 | Сообщение # 4
Группа: Учредители
Сообщений: 942
Репутация: 2
Статус: Скоро буду...
6. ПЕРЕЖИВАНИЕ СВОИХ ТРУДНОСТЕЙ РАДИ ДРУГИХ
Пусть каждое нежелательное событие переживается вами для блага всех живых существ.


Использование трудностей для порождения бодхичитты и разрушения эгоизма

Трудности дают благую возможность развивать бодхичитту, так что вы начинаете чувствовать чужие страдания невыносимыми для себя. Практиковать бодхичитту, уметь поставить себя на место другого, означает отвергать себя и заботиться о других более, нежели о себе.

Великий бодхисаттва Шантидэва сказал в Бодхичарьяаватаре, что, не будучи в состоянии поставить себя на место другого, вы не только не достигнете просветления, но не сможете быть счастливыми даже в сансаре. Забудьте о будущих жизнях — даже в этой жизни вам не достичь успеха. Как бы сильно вы ни желали счастья в повседневной жизни, вам не обрести его, пока вы не разовьете в себе доброту. Без доброго сердца вы никогда не будете иметь мира.

Практика бодхичитты существует не только для тех, кто ищет просветления или счастья в будущих жизнях; она также и для тех, кто ничего не знает о перерождении и карме или не верит в них. Добродетель имеет своим результатом счастье, а отсутствие добродетели — страдание. Все люди в мире желают счастья и не желают страдания. Даже если в их цели входит всего лишь достижение счастья в этой жизни — и только своего собственного счастья, а не счастья других, — всё равно они должны воспитывать в себе доброе сердце, бодхичитту. Это значит — ставить себя на место другого: отвергать себя и заботиться о других.

И хотя бодхисаттва также может сталкиваться с трудностями в результате своей негативной кармы предыдущих жизней, он делает переживание этих проблем благом для всех существ. И тогда трудности превращаются в счастье; вместо того, чтобы становиться ужасными условиями существования, они становятся благоприятными условиями; вместо того, чтобы стать причиной несчастной жизни, они становятся причиной счастливой жизни.

Практикуя отвержение самого себя и заботясь о других, вы можете переживать свои трудности для всеобщего блага. И от этого ваша жизнь станет счастливой. Проблемы более не беспокоят вас; они помогают следовать по постепенному пути к просветлению.

 
VivienДата: Четверг, 23.06.2016, 01:21 | Сообщение # 5
Группа: Учредители
Сообщений: 942
Репутация: 2
Статус: Скоро буду...
7. СЕРДЕЧНЫЙ СОВЕТ
Не стоит даже пытаться искать счастья вовне; вы только изнурите себя страданием, без удовлетворения, без конца.


Сила доброго сердца

Применение даже одной техники из махаянского учения о преобразовании ума является лучшей защитой. Например, вы можете применить строки из текста Подношение Учителю (Лама чопа):

"О, святой гуру, исполненный сострадания, молю тебя, благослови меня, чтобы я смог взять на себя все кармические долги, омрачения и страдания всех без исключения живых существ, а также посвятить им мое собственное тело и добродетели. И да смогу я так привести всех существ к просветлению!"
Если вы сможете хотя бы только эти строки применить к каждой своей жизненной ситуации, вы тем самым будете постоянно порождать бодхичитту, отвергать самого себя и заботиться о других.

Практика бодхичитты — ваша лучшая защита. Это лучше, чем провести каждую свою жизнь в течение многих сотен веков, учась защищаться при помощи каратэ. Реализация бодхичитты несравненна.

Пока вы не изменили свой ум, всегда найдутся враги, способные навредить вам. Если в вашем распоряжении будет больше атомных бомб, чем атомов на Земле, все равно вы не сможете уничтожить свои или чужие заблуждения. Бессмысленно обладание даже таким количеством бомб, которое может заполнить всё небесное пространство. Вместо того, чтобы обеспечить защиту, они могут принести только зло. Сила этого множества атомных бомб совершенно ничтожна по сравнению с силой доброго сердца. Если бы все люди в мире обладали бодхичиттой, мы смогли бы распрощаться с ружьями, бомбами, армией и полицией. Лама Еше часто говорил: "Ешьте яблоко в день и уйдут доктора; если доброе сердце каждый день — уйдут враги."

Если, вместо того, чтобы тратить все силы на развитие вооружений, государства направили бы свои усилия на развитие ума и доброго сердца, исчезла бы опасность вооруженного вторжения. Если бы все силы каждого человека, живущего в стране, были направлены на совершенствование своего сердца, то опасность завоевания была бы предотвращена по причине возросшей силы добросердечия.

 
Форум » Академия » Книги » Лама Сопа Ринпоче. Преобразование проблем в радость
Страница 1 из 11
Поиск:

Неспешные беседы © 2017 |