Некоторые философы высоко ценили самопознание.
Так Сократ говорил о том, что оно является основой всякой добродетели.
Лессинг и Кант утверждали, что это начало и центр человеческой мудрости.
Гёте писал: "Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся выполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено".
Самопознание через искусство и созерцание
Искусство это не только образное мышление или способ выражения внутреннего и внешнего состояния творца, это и способ познания, отражения действительности, часть духовной культуры человека.
С одной стороны, искусство доставляет людям эстетическое удовольствие, а с другой открывает перед нами двери в другой неизведанный мир, который показывает нам художник, скульптор или музыкант, фотограф, танцор. Помимо информативности любое искусство взывает к нашим глубинным чувствам, переживаниям, эмоциям.
Чем дольше мы разглядываем творение художника, тем сильнее мы начинаем ощущать его мысли, идеи, которые он хотел нам донести. Мы как бы становимся частью этого произведения, сливаемся с ним в единое целое.
В этом удивительном состоянии, нас охватывает такой поток эмоций, уносящий за собой всё дальше и дальше вглубь. И в какой-то момент мы становимся похожими на Алису из Зазеркалья, оказываясь в другом мире, который создан творцом произведения.
Долго созерцая некое произведение, мы начинаем приходить в состояние транса, когда левое полушарие практически перестаёт реагировать на какие-то внешние факторы и тогда "просыпается" наше подсознание, которое отвечает за наше самосознание, самосовершенствование, просветление.
Ведь кем является автор произведения, чем является само его произведение? Нашим отражением. Все мы являемся отражением друг друга.
Созерцая его внутренний мир через созданное им произведение, мы смотрим вглубь себя. Именно поэтому нас так ещё манит к себе искусство. Вглядываясь, вслушиваясь в то, что до нас хотел донести автор, мы на самом деле пытаемся понять, что находится в глубине нас самих, мы видим и слышим то, что не могли понять, высказать сами.
Такое общение "самих с собой" через искусство приносит невыразимое облегчение, так как наконец-то мы, таким образом, смогли высказать то, что находилось в нас. Это может удалить даже какие-то негативные состояния, помочь нам полностью расслабиться, продолжить углубить созерцание нашего внутреннего "Я".
Созерцая так самих себя, мы открываем в себе какие-то новые грани неизведанного, находим новые пути в жизни. В этот момент наш ум полностью спокоен и удовлетворён, а поэтому можем услышать голос своего разума и сердца, дающих ответы на многие наши вопросы. В этот миг может произойти осознание чего-то очень важного, того, что мы так долго пытались понять.
Такой метод самопознания учит нас слушать и слышать, смотреть и видеть. Даже уходя из театра, музея, картинной галереи, мы сохраняем это чувство спокойствия, некоего экстаза, продолжая вглядываться и вслушиваться в окружающих нас людей, предметы, в окружающие звуки. Мы начинаем видеть не только окружающую красоту мира, но и красоту, находящуюся в нас самих.
Недаром врачи-психотерапевты стали использовать в качестве метода лечения музыку, живопись, танец и другие виды творчества. Это помогает раскрыть всё самое лучшее в нас самих, в других людях и окружающем мире. А воздействие при этом на правое полушарие, на наше подсознание углубляет и закрепляет этот эффект.
Статистика показывает, что наиболее успешными людьми в жизни являются как раз те, кто приобщился к миру искусства, кто часто посещает выставки, галереи, спектакли и т.п. У этих людей прослеживается не только хорошее материальное положение, но и высокое сознание, они легко добиваются успеха на своём жизненном пути. Напротив, те, кто избегает такого общения с прекрасным, погружаясь полностью в работу, в мир погони за призрачным счастьем, часто терпит неудачи.
Их нехватка времени, которой они пытаются оправдываться, вызвана ещё страхом того, что они могут обнаружить в глубине себя. По началу так и происходит, заглядывая в себя, созерцая то, что находится внутри нас, мы обнаруживаем какие-то свои недостатки.
Соприкасаясь при этом с высоким искусством, можно обнаружить даже выход негативных реакций, но постепенно это проходит. И тогда, за той толщей неприятных вещей мы видим, насколько на самом деле мы чисты и возвышены, сколько в нас любви, теплоты, доброты, понимания, заботы, поддержки, свободы. И это всё может открыть перед нами ежедневное общение с прекрасным.
Достаточно завести себе за правило ежедневное посещение таких мест или же домашнее общение через созерцание произведений искусства. Даже полчаса, потраченные на это способны изменить всю нашу жизнь к лучшему.
Самопознание через общение
Существует огромное количество направлений в психологии и духовных практиках, которые помогают человеку осознать себя, способствуют его совершенствованию, но мало кто прибегает к самому простому способу самопознания — самопознание через общение.
Как правило, к нему относятся очень легкомысленно, слушая только то, что лежит на поверхности сказанного, не вдаваясь в более глубокий смысл. Кого то хвалят или критикуют, это принимается к сведению, но почти никто не вслушивается дальше в то, о чём мы говорим, нам говорят, или кто-то говорит рядом с нами о ком-либо.
Научившись слушать, можно открыть для себя совершенно новый мир общения, лучше понять себя и окружающих людей, научиться выстраивать отношения с учётом узнанного и таким образом добиться большего успеха в сотрудничестве с другими людьми.
Для того, чтобы понять, как это работает, нужно усвоить несколько ключевых моментов из области философии:
Единство в различиях, различия в единстве.
Все живые существа являются индивидуальными по своей природе.
У каждого имеются свои способности, вкусы.
Найти двух абсолютно одинаковых существ невозможно. Но при всём этом разнообразии все живые существа являются частью одного целого, частью Бога, что их и объединяет.
У племени майа есть в их языке слово инлакеш, что означает Я — это другой ты. Оно очень хорошо отражает наше сходство и одновременно отличие друг от друга.
Все живые существа являются отражением друг друга. Мы все являемся зеркалами для других, и также сами можем посмотреться в других, чтобы увидеть себя. И это объясняет, почему домашние питомцы так похожи на своих хозяев: они являются отражением друг друга. Однако есть расхождения в количественном отражении качеств. Это связано с различием в единстве.
Изменяя себя, изменяешь мир. Это связано с тем, что мы являемся отражением друг друга. Изменяя себя, мы меняем окружающих людей, либо происходит естественная смена окружения, и в нашу жизнь приходят новые люди.
Лишь осознав это, можно переходить к практической его части. А она заключается в умении слушать и слышать, умении смотреть и видеть. Наблюдая за своей речью или речью собеседника, можно понять, кем мы являемся на самом деле или что спрятано глубоко внутри у нашего собеседника. Таким образом, можно понимать, какие проблемы есть в нашей жизни или жизни окружающих, над чем нужно работать, а какие качества, способности уже имеются.
Ведь все мы на самом деле всегда говорим о себе. Не только о том, что интересно лично нам, а о том, что особенно трогает нас, беспокоит, к чему мы стремимся. И говорим мы о себе даже тогда, когда наши слова адресованы нашему собеседнику, ведь мы составляем единое целое.
Поэтому данный метод можно сформулировать так:
Всё, что мы говорим о других, применимо не только к ним, но и в первую очередь к нам самим.
Всё, что говорят нам, применимо в первую очередь к нам, а также касается того, кто это говорит.
Всё, о чём люди говорят между собой о себе или ком то еще в нашем присутствии, касается того, о ком идет речь, того, кто говорит и слушает и нас самих.
Например, кто-то говорит нам, что мы очень добрые, талантливые, открытые. Это нужно принять, потому, что в нас это есть. Но, поскольку мы говорим всегда только о себе и являемся единым целым, зеркалами, то человек, который это нам сказал, так же обладает всеми теми же качествами. То есть, он тоже добрый, талантливый, открытый.
Если же нас начинают критиковать, говоря, что мы рассеяны, неаккуратны, это нужно принять, как возможность работы над собой, а также понять, что тот, кто говорит нам это, обладает этими же качествами, правда в другом количестве. И ни в коем случае это нельзя использовать, как возможность упрекнуть собеседника в его несовершенстве.
Нужно понять, что мы с ним одно целое, а он выступает в роли учителя, через которого мы учимся. Использовать это нужно лишь для правильного построения отношений с этим человеком, понимая, что он в своей жизнедеятельности может проявить рассеянность и неаккуратность, быть готовым к этому, чтобы уменьшить вероятность совершения им такой ошибки.
Точно так же необходимо прислушиваться к своим словам, которые мы адресуем кому-то. Проговаривая какие-то негативные моменты о ком-то, необходимо заглянуть вглубь себя и увидеть наличие этого в себе. И точно также нужно видеть в себе множество хорошего, когда мы хвалим кого-то.
Ещё интересней оказаться слушателем чьего-то диалога, когда люди рассказывают о себе или ком-то ещё. Внимательно слушая описания, можно понять, что в этот момент говорят о тебе. Можно услышать не только негативные стороны описания, но и положительные. Ещё приятнее слышать, как вдруг в процессе диалога звучит фраза о том, что этот человек сумел что-то изменить в себе к лучшему. Это означает, что мы тоже смогли совершить в себе данные перемены. А значит, личностный рост происходит. Важно только не забывать, что существует только качественное сходство, количественно мы отличаемся.
В работе с данной методикой необходимо учесть возможность появление одного негативного момента: потеря естественности в общении, проявление искусственности. Это может проявиться, если человек начинает контролировать и анализировать каждый свой шаг, жест, слово, а также поведение окружающих людей. Во всём должна присутствовать адекватность.
Общение должно быть легким, естественным и осознанным. Тогда оно позволит нам легко добиваться намеченных целей, формировать новую реальность по нашему выбору, будет способствовать нашему личностному росту и духовному развитию.
Самопознание через общение может помочь человеку достичь просветления, если он будет видеть проявление божественной природы в окружающем его мире. Это самый простой и эффективный способ познать себя.
Самопознание через расслабление
Ты сидишь на белоснежном теплом берегу, скрестив ноги. Водная гладь индийского океана и закат солнца завораживают и останавливают поток мыслей. Губы естественным образом расплываются в улыбке. В теле покой и блаженство. Вот оно абсолютное расслабление, когда не нужно никуда спешить, не нужно думать, что приготовить на ужин, не нужно идти на работу. Ты наблюдаешь за легким движением волн и просто созерцаешь. Суетность мыслей уходит далеко-далеко…
Возможно ли достичь такого состояния расслабления сознательно? Оставаться безразличным к внешним обстоятельствам порой бывает очень сложно, мыслемешалка продолжает работать с космической скоростью. И достижима ли абсолютная тишина ума?
Расслабление тела и расслабление ума тесно связаны между собой. Так, регулярная практика релаксации учит чувствовать своё тело и слышать свой разум. Сеансы массажа эффективно способствуют расслаблению, снятию нервного перенапряжения. Тепло инфракрасной сауны расслабляет тело, освободит от болей и даёт отдых нервной системе.
Расслабление не только избавляет от усталости, но и заряжает энергией. Чтобы расслабиться, не нужно прилагать усилий. Расслабление само по себе предполагает ненапряжение. И если даже вы используете для расслабления внешние объекты, они являются лишь точками концентрации внимания. Единственное, к чему вам нужно прилагать усилия, это поддерживать спину прямой.
Осознанная медитация способствует глубокому и мягкому очищению сознания. Когда растворяется всё наносное, привнесённое извне. Проходя через очищение, вы избавитесь от страданий. Не прилагая чрезмерных усилий, мягко и бережно относясь к себе, вы приходите к естественному самопознаванию. Сознание становится ясным и чистым. Чем больше времени вы способны выделить на расслабление, тем более глубоких слоёв сознания вы можете достигнуть.
Закрыв глаза и устранив внешние звуки-раздражители, вы направляетесь в глубины своего внутреннего мира, в исследование себя, в познавание себя. Привычная обстановка отступает. Поначалу вы, возможно, будете испытывать дискомфорт, — первая встреча с самим собой не всегда бывает радостна, но, потренировавшись, вы начнёте получать удовольствие от прогулок по своему внутреннему миру. Откровения не застанут себя долго ждать. Очищая сознание, вы начинаете слышать себя. Познавая себя, вы становитесь хозяином своего сознания и своего тела.
Отправным пунктом расслабления является сознательное дыхание. Расслабление может стать не сном забытья, а ясным осознаванием себя в пространстве, хотя тело при этом действительно отдыхает, находится в состоянии покоя. Успокоив тело и разум, вы обнаруживаете скрытые резервы своего организма, стираете ограничения, открываете новые пути и возможности.
Например, йога Нидра является сознательным умственным и эмоциональным расслаблением, её используют для постижения жизни. Йога Нидра — это не сон. Тело спит и одновременно бодрствует, вы используете своё тело для проживания здесь и сейчас, вас не волнуют объекты, расположившиеся вокруг, всё своё внимание вы направляете внутрь себя. После получасовой шавасаны ваше тело и разум наполнятся новыми силами и вы сможете, на удивление себе и окружающим, горы свернуть.
Позвольте себе достичь состояния растекания. Пусть маска лица, которую мы обычно надеваем по утрам и держим в течение дня, стекает, словно воск.
Чем меньше вы будете цепляться за привязки к внешнему миру, тем проще будут проходить этапы приближения к себе. Вы просто наблюдаете свои мысли, чувства, ощущения. Всё это лишь общий фон, иллюзия, которые могут отвлекать. Не загоняйте их назад, не боритесь с ними, не напрягайтесь, стараясь что-то предпринять, а дайте выход всем своим иллюзиям, просматривайте их как кинопленку, не включая чувства. Им нужно выйти, чтобы освободить место новому. Импульсы появляются и исчезают. Вы лишь созерцаете их. Ваша задача позволить течь естественному процессу, не вмешиваясь в него.
Что вы обретёте, научаясь расслабляться? Вы научитесь заботиться о себе. Обретёте лёгкость, как физическую, так и прояснение в голове. Вам станет ни к чему угождать чьим-то интересам, казаться лучше, оправдывать свои действия. Словно вас нет, и в то же время вы есть. Избавляясь от всего наносного, вы станете свободны и гибки в отношениях. Вы станете хозяином своей жизни и наконец, ответите себе, чего же вы на самом деле хотите.
Расслабление не является естественным состоянием современного человека и ему нужно учиться. Эффективность в ежедневных делах и отсутствие суеты, — ради этого стоит практиковать расслабление.
Самопознание через науку
Некоторые мыслители в своих трудах ставили акцент на том, что самопознание через науку всегда было прерогативой особого рода интеллектуальной "элиты" человеческого рода. Однако, наука и эзотерика — это две стороны одной медали. Соответственно, до определённого момента эти две области человеческого знания развивались по одной стезе…
История научного самопознания
Ещё в античные времена мыслитель Сократ писал: "Познай самого себя". С помощью данной максимы он хотел утвердить мысль о значимости философствования для самопознания. Данное послание знаменовало собой поворот от абстрактных умозаключений относительно основ и материй к непосредственному человеческому бытию в канве мироздания.
Позднее, уже в христианскую эпоху, человек стремился познать себя через единое божественное начало, через приближение к Богу посредством веры. Философско-научные исследования того времени апеллировали к поиску сакральных общечеловеческих ценностей путём приобщения к Святому Духу.
Историческим периодом, породившим подлинно научное знание в его современном понимании, считается Новое время. Именно тогда академики-энциклопедисты вывели чёткие критерии научного знания для отделения друг от друга науки и не-науки. Под последней они подразумевали магию, алхимию, эзотерику. С тех пор ветвь науки обособилась от ветви иррационального знания, от этого она в чём-то выиграла, но в чём-то и проиграла.
Во имя добра и истины
Чем же были движимы маститые учёные в своих научных изысканиях? Озираясь на опыт прошлого, мы можем сказать, что их путь подчас был тернист и полон испытаний. Галилео Галилей был вынужден отказаться от своей гипотезы, Джордано Бруно был сожжён на костре, а Мария Кюри умерла от избыточной дозы радиации…
Однако, несмотря на это, многие исследователи, ведомые смелостью и упорством, шли в своих поисках до конца, ревностно отстаивая свои идеи и смиренно признавая те или иные ошибки. Ведомые горячим желанием изменить этот мир, они ставили цель с помощью своих открытий сделать человеческую жизнь лучше — и отвергали использование тех или иных изобретений в злых и корыстных целях.
Воздвигая чертоги научного знания, учёные постоянно стремились к расширению своего сознания за счёт выстраивания тех или иных причинно-следственных связей, выведения закономерностей, выдвижению дедуктивных и индуктивных умозаключений… Многочисленные научные изыскания вели их к существенному личностному росту. Научное знание было для исследователей той сферой, в рамках которой можно было преуспеть в желании самосовершенствоваться.
Познавать и быть познанным
Изначальная проблема самопознания через науку была связана с совпадением субъекта и объекта исследования. Когда тот, кто познаёт, и тот, кого познают, является одним и тем же человеком, изучать его становится несколько проблематично. Поэтому мудрые мужи древности решили прибегнуть к максимальной конкретизации объекта исследования — и изучать не абстрактного человека вообще, а отдельные его духовные и физические составляющие. В результате это привело к появлению отдельных наук — медицины, психологии, этики…
Однако, спустя несколько веков нашим современникам стало понятно: подобное расщепление было чревато тем, что "вместе с водой был выплеснут и ребёнок". Иными словами, в погоне за поисками истины учёные излишне увлеклись разъятием человека на отдельные его составляющие. И не учли того, что человеческое существо являет собой нечто большее, чем сумма отдельно взятых его элементов…
Проблемы души нашего времени
К сожалению, в современном мире количество философских идей и концепций растёт с угрожающей быстротой. Совершенно неясно, как сориентироваться в этом многоголосом мире противоречивых мнений и суждений. Одни мыслители ищут корень человеческого бытия в биохимии головного мозга, другие устремляют свой взор к звёздам, составляющих, по их мнению, тело Прачеловека, по образу и подобию которого мы сотворены…
До недавнего времени самопознание через науку шло по пути обособления и отмежёвывания отдельных направлений тех или иных видов исследований. Однако, в последнее время, в начале XXI века, всё больше дисциплин тяготеет к синтезу и объединению. Всё чаще и чаще создаются такие области научного знания, как психоистория, кибергенетика, психофизика…
Это связано со взаимопроникновением отдельных наук друг в друга и с постепенным стиранием границ между ними. Быть может, настанет то время, когда появится всеобъемлющая отрасль знания о человеке, объединяющая в себе всю эмпирику, накопленную нашими современниками. Не будет ли это означать возвращение назад, к опыту древних? Время покажет.
samopoznanie.ru