Она уже готова для жатвы, а потому — неизбежна. Свобода выбора была в прошлом; выбор был сделан, в настоящем остается только уплатить свой долг. Причины, которые мы зарождаем непрерывно нашими мыслями, желаниями и поступками, бывают часто так противоречивы, что они не могут осуществиться одновременно. Могут быть также кармические обязательства относительно известной нации или определенной общественной группы, а между тем другие обстоятельства могут потребовать иных условий воплощения.
.. Следовательно, в одном и том же воплощении человек может погасить только часть своей Кармы. Духовные силы или, иначе, законы, правящие человеческой Кармой, избирают ту часть из каждой индивидуальной Кармы, которая может быть погашена одновременно, и с этой целью направляют человеческую душу в соответствующую страну, расу, семью, общественную среду, которые представляют наиболее подходящие условия для осуществления именно той части Кармы, которая выделена из общего итога. При этом соединяются одновременно такие условия, благодаря которым могут проявиться последствия тех из созданных человеком причин, которые не противоречат одна другой, которые совмещаются между собой. ..
Причины эти, зарожденные человеком в предыдущих воплощениях, определяют:
.. а) продолжительность его земной жизни; б) особенности его физической оболочки, ее положительные и отрицательные свойства; в) подбор родственников, друзей, врагов и всех, с кем человек войдет в соприкосновение г) общественные условия; д) строение орудий души: мозга и нервной системы, определяющие те пределы, в которых проявятся силы души; е) соединение всех созданных кармическими причинами радостей и страданий, которые могут быть пережиты человеком в течение одного и того же воплощения.
.. Во всем этом для человека нет выбора, выбор его был сделан в прошлом, когда он сеял, теперь остается собрать жатву. Одним из проявлений зрелой Кармы представляют собой поступки, которые можно назвать неизбежными. Каждый поступок есть конечное выражение целого ряда мыслей и желаний. Однородные мысли и желания, группируясь в течение многих воплощений в одно целое, вызывают душевное состояние, которое можно сравнить с насыщенным раствором в момент кристаллизации вещества. ..
Как самой ничтожной частицы вещества достаточно, чтобы вызвать в насыщенном растворе кристаллизацию, так же довольно самого легкого воздействия извне или изнутри (одна последняя мысль); чтобы накопившиеся однородные мысли кристаллизовались в поступок. Если мысли эти были злые и мстительные, явится момент, когда при самом легком толчке человек пойдет на преступление. Или наоборот, если ум его был склонен создавать бескорыстные мысли, направленные на помощь ближним, настанет момент, когда эти мысли кристаллизуются в акт героизма. ..
Если при этом человек не успеет обдумать своего поступка — а это почти неизбежно ввиду преобладания эмоции у современных людей, — будет ли его поступок преступный или героический, сам человек изумляется, «не верит себе», говорит: «Не понимаю, как мог я это сделать!». Из этого следует, что наши скрытые мысли направляют совершенно определенно нашу волю, и момент их выполнения не более, как вопрос времени.
Но если творец мыслей успеет подумать, свобода выбора еще возможна: он может противопоставить закоренелой мысли новую и, энергично повторяя последнюю, постепенно заменить ею прежнюю мысль.
В этом явлении мы имеем ключ к разрешению трудной проблемы свободы воли и предопределения. Свободная воля человека и создает для него те ограничения, которые он называет своей судьбой. Он ограничивает себя своими же прошлыми мыслями, неосуществленными возможностями, неразумными уступками; он связан своими позабытыми желаниями, скован грехами своих прежних дней. И все же — он свободен. Он, создавший свое прошлое, которое держит в оковах его настоящее, может работать и внутри созданной им же тюрьмы, чтобы обеспечить для себя свободное будущее. ..
Когда сильный человек узнает, что он свободен, оковы его спадут сами собой. Но для обыкновенного человека, для ко-торого знание — не ровный могучий свет, а то вспыхиваю¬щая, то погасающая искра, освобождение отодвигается в далекое будущее; для него прежде всего необходимо сознание, что он страдает в настоящем только потому, что грешил в прошлом, и что все ограничения, которые связывают его, созданы им самим.
.. Между этими двумя полюсами — свободной воли и предопределением, происходят все сложные сочетания свободы и необходимости, на которых построена вся драма человеческой борьбы.
Создаваемые свободной волей мысли и желания, повторяясь много раз, становятся привычками; привыч-ки ограничивают волю и делаются под конец автоматическими. Приходит минута, когда совесть говорит, что привычка нехороша, тогда человек начинает разрушать дурную привычку, создавая мысли противоположного характера. После многих усилий прокладывается новое русло, новые мысли берут перевес и... — потерянная свобода обретается снова. К сожалению, почти всегда только для того, чтобы заковать волю в новые цепи.
Таким образом, наши собственные мысли и желания создают постепенно свойства нашего мозга и нашей нервной системы, а последние являются одним из самых сильных ограничений свободы нашей воли.
.. Часто повторяемые мысли, делаясь автоматическими, создают в нас предрассудки, личные и национальные, мы живем с ними, даже и не подозревая, что это — стены, построенные нашими собственными руками, которые закрывают перед нами светлые горизонты истины. ..
Другой вид «зрелой» Кармы проявляется в минуты так называемых «внезапных обращений». Нечистые мысли и желания прошлого образуют вокруг нашего истинного Я, нашей бессмертной души, как бы твердую кору, которая держит ее в плену. Плен этот может длиться в течение нескольких воплощений.
В это время бессмертная душа, собиравшая опыт, успела многому научиться и приобрести высшие свойства; но последние могут долго оставаться скрытыми под твердой корой. Потребуется сильный толчок (иногда он является в виде хорошей книги, вдохновенного слова, яркого примера), чтобы разорвать кору и освободить душу. В человеческой истории записано немало таких случаев «внезапного обращения».
..
СКРЫТАЯ КАРМА
.. Каждая причина стремится произвести свое действие непосредственно, осуществить это стремление мешает сопротивление среды. Тот же закон относится и к причинам, создаваемым человеком. Если бы мысли и желания наши были однородны, не стояли бы во внутреннем противоречии и не сталкивались постоянно с сопротивлением среды, последствия их проявлялись непосредственно. Но наши поступки, желания и мысли противоречат так сильно одни другим, что только немногие из зарожденных ими последствий могут проявляться одновременно. ..
Остальные будут ждать своей очереди. Таким образом, в течение веков мы нагромождаем причины, которые не могут осуществиться до времени, и мы всегда живем под влиянием двойной совокупности Кармы: одна проявляется, а другая ожидает — как бы в тени — случая, чтобы проявиться. Из этого можно сделать вывод, что «скрытая» Карма может переноситься из одного воплощения в другое и долго оставаться погребенной, чтобы ожить и принести плоды, подобно зернам, находимым в египетских саркофагах, как только появятся налицо все необходимые условия.
.. С психологической точки зрения «скрытую» Карму можно рассматривать как наклонности, идущие из прошлого. В противоположность «зрелой», «скрытая» Карма подлежит изменению. Наклонности наши могут быть усилены или ослаблены, направлены по новому руслу или совсем уничтожены, смотря по свойству и силе внутренней работы, которая созидает наш характер.
В борьбе с дурными наклонностями даже неудача есть шаг вперед, потому что сопротивление дурному уничтожает часть дурной энергии, вошедшей в состав нашей Кармы. ..
Этот вид Кармы создается непрестанно нашими мыслями, желаниями и поступками, это тот посев, плоды которого мы будем пожинать в будущем. Именно эта Карма и представляет собой созидающую силу человека.
Сознательно строящий свою Карму должен быть полным господином над своими мыслями и никогда не действовать под влиянием настроения; все его поступки должны соответствовать его идеалам и он должен предпочитать не те действия, которые для него приятнее, а те, которые лучше. Он строит для вечности, и зная это, должен внимательно избирать свой материал.
Но такой труд, проведенный через все подробности ежедневной жизни, доступен только созревшей душе, сильной воле, и такая воля может уничтожить свою Карму, сжечь ее в огне внутренней битвы. Рядом с этим, она может привести в действие и свою «скрытую» Карму, — и уплатить в несколько воплощений долг, который иначе возвращал бы ее на землю бесчисленное число раз.
.. Вместо того, чтобы быть цепями, познанный закон Кармы дает сильной душе крылья, на которых она может подняться в сферы безграничной свободы. Но и для обыкновенного человека нашего времени знание Закона Кармы дает такое проникновение в смысл земной жизни и раскрывает такие необъятные горизонты в грядущее, что оно не может остаться без сильного влияния на весь строй его жизни.
Необходимо только, чтобы это было настоящее знание, потому что нет ничего вреднее смутного полузнания, ведущего к искажениям и предрассудкам. Таким искажениям подверглась и идея Кармы. На Востоке, в индусских Писаниях (Шастрах), закон Кармы изложен в полноте, но подлинные святые Писания доступны немногим, а сведения, получавшие¬ся из третьих рук, понижались постепенно до уровня толпы, и в результате появилось то пассивное настроение Индусов, которое у нас на Западе известно под именем «восточного фатализма».
.. Но в действительности, религиозная философия древнего Востока учит совершенно иному. Разъяснения Закона Кармы, данные в виде беседы между Бишмой, учителем Дхармы и праведным царем Юдиштирой, в которой первый разъясняет царю как судьба человека образуется из его прошлых мыслей, желаний и поступков, заканчиваются словами: деятельность сильнее судьбы.
Как же согласить такое утверждение с идеей Кармы?
Приняв, что вся наша судьба складывается из наших же прошлых проявлений, не нужно забывать, что проявления эти бесконечно разнообразны, и что если подвести итоги всему, что мы передумали, перечувствовали и переделали в течение дня, в сумме нашей дневной Кармы, будет много и дурного, и хорошего; складывая на чашу весов нашей общей Кармы то и другое, окажется, что часть наших дурных проявлений уравновесится хорошими, и только тот добавочный вес, который перетянет ту или другую чашу весов, за нас или против нас, и сохранится в летописи нашей судьбы, все остальное окажется уже погашенным. Вот почему деятельный человек, который в любую минуту может, прибавить на чашу весов нечто в свою пользу, имеет гораздо больше шансов изменить свою Карму, чем человек бездеятельный.
.. Бывают случаи, когда в прошлом скопилось так много дурной Кармы, что все усилия человека выбраться из полосы бедствий кажутся с виду безрезультатными. Но это только кажется. Каждое усилие, направленное на то, чтобы побороть дурную Карму, ослабляет силу ее сопротивления. Возьмем к примеру денежные неудачи:
Карма данного человека требует для него бедности и лишений; он делает усилия, добивается путем напряженных трудов благоприятных результатов, но снова теряет все приобретенное и опять начинает добиваться своей цели. Видимые неудачи этого человека могут продолжаться до самой смерти, но в той невидимой лаборатории, где созидается наше будущее, его усилия сделали свое, они ослабили силу сопротивления его дурной Кармы, и если он не победил в этом воплощении, он победит в будущем.
То же самое и с пороками, борьба с которыми кажется безуспешной. Знание Кармы выясняет, что в этой борьбе главное значение не столько в видимой победе, сколько в ос¬лаблении дурной силы, идущей из прошлого. Вот почему ни¬когда не: следует складывать оружия и говорить: «Я не могу побороть своей слабости». Нужно не переставая бороться, потому что с каждым новым усилием, направленным против дурной привычки, сила ее подрывается и в будущем вопло¬щении будет уже нетрудно справиться с ней. Необходимо помнить, что ни одно доброе усилие человека не проходит даром, каждое погашает частицу его кармического Долга.
..
Другой нежелательный вывод, к которому приходят люди, плохо усвоившие закон Кармы, выражается в мысли, что «не следует помогать страдающему, раз его Карма и он сам виноват в ней». Такой вывод может повести к сухости и бессердечности, и он в самом корне не верен. Совершенно вер¬но, что мы окружены злом и страданиями всякого рода, ко¬торые являются естественным результатом дурной Кармы людей, но это не причина, чтобы мы не делали усилий Для противодействия этому злу. Дурные мысли и поступки создают страдания, но зато хорошие мысли и поступки заменяют страдание счастьем.
Нам совершенно не нужно заботиться о выполнении высшего Правосудия. Оно совершит свой безошибочный суд и без нас; нам не нужно помнить свой долг, а он предписывает помогать всем, кто вступает в сферу нашего влияния. Раз человек становится на нашем пути и мы можем помочь ему, этой возможностью предъявляется кармический долг, но уже не ему, а нам. Свой он уплатит страданиями, а наш долг мы уплатим тем, что поможем ему. Даже с эгоистической точки зрения необходимо помогать страдающим и находящимся в нужде, потому что пропуская возможности облегчить страдания, можно создать для себя такую Карму, в состав которой войдет Отсутствие помощи в тяжелый час, когда ми сами будем нуждаться в участии.
.. Карма не мешает никакому доброму действию, ее законы допускают улучшение нашей собственном участи, а тем бо¬лее улучшение судьбы наших ближних. Из всего предыдущего возникает неизбежный вопрос: если душа должна воплощаться до тех пор, пока не выполнит все свои кармические обязательства, а с другой стороны благодаря постоянно возникающим мыслям и желаниям не перестает зарождаться новая Карма, — не вытекает из это¬го полная невозможность освободиться из-под власти Кармы. Не теряется ли для человека всякая надежда обрести свободу?
Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, из каких свойств человека сплетается ткань сто Кармы.
Главной пружиной, главной побудительном силой, заставляющей человека действовать, а следовательно и создавать свою Карму, является желание.
Что такое желание?
Это та могучая сила, разлитая по всей Вселенной, которая проявляется во всех процессах природы в виде притяжения частиц, без которого не могло бы быть существования в материи. Без желания не было бы, и движения, следовательно и развития, а был бы застои. Чтобы расти, необходимо быть деятельным, ибо только деятельность вызывает проявление всего, что скрыто в сути вещей.
Восточная Мудрость признает все значение желания, в котором для большинства людей и коренится побудительная причина для деятельности, и для этого большинства убить желание равнялось бы полному отречению от всякой деятельности; и все же, говоря о «цепи, привязывающей нас к колесу рождении». Древняя Мудрость указывает на необходи¬мость «уничтожить желание». Как же помирить это кажущееся противоречие?
.. Оно примиряется само собой, если предметом исследова¬ния взять не отдельную жизнь воплощенной личности, а весь путь развития бессмертной человеческой индивидуальности, прошедшей через всю полноту земного опыта. Делая свои выводы, Древняя Мудрость имеет ввиду всю эволюцию чело¬века до конца. Она ясно различает возраст человеческой души.
Нa заре своего земного существования человек жадно захватывает для себя все, чего желает его стихийная жажда жизни. С этого начинаются жизненные уроки человека. Он вступил на Путь Выступления (как называют древние индусские учения начало эволюционного пути челтки). На этом начальном пути человек отождествляет себя со своей внешней формой, со своим телом, и это нужно, потому что грубые, резкие прикосновения извне необходимы для того, чтобы разбудить дремлющее сознание человека-младенца, разжечь искру сознания в яркое пламя.
.. Чтобы отчетливо почувствовать свое я, чтобы отделить его как центр самопознания от остальной вселенной, для этого и нужны те тесные, границы, замыкающие в себе частицу общей Жизни, которую мы ощущаем как свою личность. Это ограничение жизни, это втеснение ее в узкие грани нашей личности и есть эгоизм.
На Пути Выступления эгоизм необходим: он родит желание, желание вызывает деятельность, а посредством деятельности человек растет. Вначале человек желает только для себя, позднее эгоизм его расширяется и заключает в свои пределы сперва свою семью, затем свое племя, народ, государство. И в этих расширенных пределах человек все еще стремится брать для себя, для своей семьи, для своего народа как можно больше от природы и от остальных людей, и это длится до тех пор, пока его душа не насытится и больше брать уже не захочет.
Пусть Выступления этим и заканчивается. Он начинает поворачивать назад, и человек вступает на Путь Возврата, на котором кончается его желание и возникает обратно все, что он брал у мира — у природы и у людей. Без такого возврата не может быть восстановлено нарушенное равновесие, не может осуществиться справедливость, на которой держатся все миры.
На Пути Выступления человек создает свою Карму. Он жадно добивается тех или других вещей, он делает усилия, напрягает свою волю, двигается вперед, толкаемый желанием,
как только он овладевает предметом своего желания, желание сменяется равнодушием и разочарованием, добытое перестает удовлетворять, и он также жадно начинает добиваться новых вещей.
..
Восточная Мудрость сравнивает предметы человеческих желаний с теми игрушками, которые мать держит в руках, желая, чтобы ее дитя научилось ходить, подвигаясь навстречу блестящей игрушке. Это сравнение проливает яркий свет на то, что дело совсем не в предмете, а в усилии, которое де¬лает человек и которое заставляет его расти. В этом упражнении растущих сил, в этом развитии способностей человека, которое называется напряженной борьбой из-за обладания желанным предметом, и в последующем разочаровании, в чередующихся восторгах и пресыщениях, подъемах и утомлениях, проходит весь путь нашего земного развития.
На протяжении всего этого долгого пути человек продол¬жает желать, потому что для непросветленного человека в желании коренится побудительная причина для деятельно¬сти; побуждение это перестает действовать только тогда, когда человек убедится, что все временное приносит одно разочарование и что удовлетворить человека может только вечное.
.. Это убеждение приводит человека к сознанию своей божественности, которое — в свою очередь — ведет к сознанию единства. Когда человек познает, что его отдельная, обособленная от остального мира жизнь была самообманом, когда в его расширившемся сознании исчезнут границы, отделившие его частичную жизнь от Жизни Целого, тогда сами собой прекратятся и личные желания, что мы и видим у людей, достигших совершенства, у праведников, желания которых становятся сверхличными и заключают в свои пределы благо всего мира.
Таков эволюционный путь веет человечества. Его можно с полным основанием сравнить с лестницей, подножие которой погружено в темноту стихийного существования, выражающегося в эгоизме и алчном желании все взять для себя, за счет других «сохранить свою душу», а вершина возносится в царство просветленного разума и победившей духовно¬сти, которая выражается в потребности «отдать душу свою».
Но этот медленный путь можно сократить, когда мы смотрим на отставших людей, на тех, которые все еще задерживаются на самых низших ступенях лестницы, мы получаем понятие о пределах его медленности; когда же мы переносим наш взгляд на праведников, на тех Старших Сынов человеческой расы, в которых уже раскрылась вся красота ее божественной природы, мы узнаем, что во власти человека всегда есть возможность до чрезвычайности ускорить этот путь. .. В чем же орудие этого ускорения, или — что одно и то же — «спасения человека»?
В поэме Арнольда «Свет Азии», которая устами западного поэта передает всю глубину Восточной Мудрости, мы находим такoй ответ:
Беспредельность ужасом бы стала, Сердце мира - вечною тюрьмой, Если бы судьба вас приковала К колесу безжалостной рукой. Но на вас цепей не налагали, Ваша воля всяких мук сильней; В сердце мира нет людской печали, Совершенство — цель земных путей. Орудие спасения человека — его воля. ..
Но что такое воля?
Пока сила, заставляющая человека действовать, вызывается внешними предметами, мы зовем ее желаниями, но когда та же сила начинает исходить из самого человека, слагаясь из содержания его внутреннего опыта, руководимого разумом, тогда мы даем ей название воли. Таким образом, желание и воля лишь два полюса одной и той же силы.
Пока человек находится во власти низшего полюса, его заставляют действовать внешние предметы, он в зависимости от них, он не свободен. Когда же он начинает действовать сознательно, выбирая не то, что наиболее привлекательно, а то, что наиболее ценно для его цели, тогда он выходит из круга зависимости, он становится господином своих поступков и сам начинает творить свою судьбу. ..
Пока воля у человека не развита, до тех пор он в рабстве у предопределения, он обречен двигаться роковым образом по «равнодействующей» своей собственной Кармы . Но рабство человека кончается с развитием сознательной воли, ибо воля его может вводить во всякое время новые величины в «уравнение» его жизни. Пока воля направляется непросветленным разумом, до тех пор и целями ее бывают явления временные, но когда разум, проникая все глубже в суть яв¬лений, познает, что временные явления даются нам только как средства для достижения вечного, тогда просветленная разумом воля поведет человека к осуществлению истины и освободит его. ..
Таким образом, все столь различные решения трудной проблемы о свободе воли и о предопределении верны, каждое на своем месте. Неизбежная судьба держит в рабстве всех, кто не проявляет сознательной воли; относительная свобода существует для того, кто развил свою волю до известной ступени и, наконец, полная свобода для того, кто познал истину и развил свою волю до совершенства.
.. Теперь у нас начинает намечаться путь к той внутренней свободе, которая сделает человека независимым от «цепей Кармы».
«Познание истины» с точки зрения восточной Мудрости и есть сознание божественности человеческой природы и единства всей проявленной Жизни, выражающей собою Жизнь как бы Бога. Воля Бога выражена в законе Кармы. Цель человеческой эволюции — полное осуществление божественных свойств человека, которое его приведет к отождествлению своей воли с Волей Бога. Когда человек осуществит это единение в себе, час его спасения пробьет. Таков конечный смысл учений всех великих Учителей человечества.
Следовательно, в познании истины и в развитии воли скрывается та сила, которая может освободить человека из-под власти Кармы.
Знание незыблемости законов, управляющих вселенной, вызывает потребность согласовать нашу собственную деятельность с этими законами, иначе — с Волей Бога. Вместе с тем, возникает сознание, что деятельность необходима, но деятельность, ведущая не к разобщению, а к единству. Такая деятельность несовместима с эгоизмом. Эгоизм был необходим, пока мы жили в темноте и не знали смысла жизни, но со временем он становится злом, препятствием к развитию нашей божественной сути.
Следовательно, деятельность на-ша должна быть бескорыстна, без эгоизма и без влечения к ее плодам, и бескорыстие это требуется от человека, желающего освободить себя, сжечь свою Карму, не как требова¬ние морали, а как необходимость, неизбежная и доказанная. Но как соединить самоотречение и отсутствие желании с деятельностью, необходимой для роста?
К достижению этой цели ведут два пути, «две стези», как выражаются индусские мистики; стезя «Мудрости» для меньшинства и стезя «Религиозного Чувства» для всех остальные. На первой стезе Мудрец достигает самоотречения, уничтожая свой эгоизм глубоким проникновением в смысл жизни; на второй стезе то же самоотречение достигается благодаря любви к олицетворенному Идеалу, в котором уже проявилась вся красота божественной природы Богочеловека. Оба пути приводят одинаково к цели.
.. Самоотверженная деятельность без мысли о себе вызывает внутренний рост человека, бескорыстие очищает его сердце, таким образом осуществляется двойное условие пра¬ведной жизни деятельность и отсутствие желаний, которое казалось несовместимым. Бескорыстная деятельность, заменяя наши личные инте¬ресы интересами общего, приведет нас постепенно к отождествлению нашего Я со всеми, и К освобождению.
Великую помощь на том и другом пути оказывает верное понимание закона Кармы. Знающий закон не говорит «о доброй и злой судьбе», он знает, что Карма являет собой Волю в действии, и что поэтому ни избегать, ни бояться ее не следует. Если Карма и заставляет пас испытывать боль и страдание, человек, понимающий ее благой смысл, не станет тяготиться этим страданием, а примет его спокойно и терпеливо, он знает, что над ним свершается закон справедливости, который требует, чтобы погашено было малейшее зло, причиненное им самому ничтожному существу, и знает, что, с другой стороны, ни одно из его добрых усилии не пропадет даром.
.. Путь очищения от эгоизма пост по-санскритски назва¬ние «Карма-Йога», от Карма—деятельность и Йога—единение. Он ведет одинаково к очищению сердца, идет ли человек по стезе «Мудрости» или по стезе «Религиозного Чувства», и требует, чтобы человек охотно выполнял свои долг, в котором выражена его Карма.
Такое спокойное и безропотное выполнение своего долга, выраженное в бескорыстной деятельности, есть единственный ключ к счастью на земле. Оно успокаивает и укрепляет наш дух, устраняя самую мучительную из всех тревог — мысль о себе. Только в успокоенном духе раскрывается истина. Она отражается в его глубине, как небеса отражаются в светлых водах тихого горного озера. ..